Почему живое — живое?

Почему живое - живое?Сейчас никто не сомневается, что все физические тела построены из атомов — и булыжник на дороге, и мозг человека. Но все понимают, что между этими телами есть огромная и принципиальная разница.

Однако мало кто может внятно объяснить, в чём же различие между ними.

В том, что мозг может мыслить?

Но, например, у насекомых или рыб мозг есть, тем не менее мыслить, как человек, они не могут. И всё же между ними и булыжником остаётся принципиальное различие: булыжник неживой, а кузнечик или щука — живые.

И «расстояние» между булыжником и кузнечиком неизмеримо больше, чем между кузнечиком и человеком. Когда-то Л. Н. Толстой написал о первых годах своей жизни: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние».

То же сравнение можно применить в отношении неживого камня и живого существа.

В чём же заключается это «расстояние», которое было когда-то преодолено?

Ведь несколько миллиардов лет назад на Земле действительно были одни неживые «камни»! И как определить, что такое живое?

Может быть, различие между неживым и живым в том, что живые существа едят, они способны передвигаться?

Но ведь автомобили или роботы тоже передвигаются, а бензин для автомобиля или электричество для робота можно считать «едой». Различие же, причём принципиальное, вот в чём. Неживое не может совершенствоваться, а может только разрушаться.

Если оставить в покое на длительный срок любой механизм, любое неживое, они будут постепенно разрушаться.

Металл будет ржаветь, каменные глыбы медленно превращаться в песок и глину, спиленные деревья и другие отмершие растения — в гнилушки, а в определённых условиях — в торф, уголь и нефть.

За очень длительный промежуток времени распадутся даже большинство молекул (кроме самых простых). Не составляют исключения из этого правила и клетки в теле растения или животного.

Они тоже постепенно отмирают и разрушаются.

Однако им на смену непрерывно приходят новые! Но и это не всё. Многоклеточный организм появляется из одной-единственной клетки, которая делится, и из её дочерних клеток постепенно формируется множество органов; это может быть и зелёный лист дерева, и мозг человека.

Неживое на такое развитие совершенно неспособно. Недаром жизнь и живое называют чудом!

А вот не менее трудный вопрос. Мало кто сомневается в том, что когда-то на Земле жизни не было, а потом она появилась.

Как это произошло? Ответа пока не знает никто.

Хотя разных теорий на этот счёт придумано немало — от сотворения мира из ничего (во всех религиях мира) до сознательного заселения Земли инопланетянами.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Репетитор – это не обязательно

    06.09.2017

    Очень примечательным и ободряющим для российских граждан является тот факт, что во всем мире репетиторство развивается не менее бурными темпами, чем в России. Ведь когда на законодательном уровне было закреплено единый... 
    Читать полностью

  • Чудеса для разминки

    02.02.2017

    Если чего-нибудь не раздобудешь, неважно. Пропусти опыт и переходи к следующему. Но описание пропущенного опыта прочитай: когда-нибудь, при удобном случае, к нему можно и вернуться. Для первого опыта нужны два вещества, которые,... 
    Читать полностью

  • Варим яйцо в бумажной кастрюле

    02.02.2017

    Возьмите лист плотной бумаги, сверните из него колпачок. Стыки проклейте быстросохнущим клеем и скрепите скобами степлера. В эту бумажную емкость налейте воды, положите сырое яйцо. Согните из проволоки держатель (его можно... 
    Читать полностью

  • Свеча из мыла

    02.02.2017

    Когда мы рассуждали о том, почему мыло моет, то упоминали особое устройство его молекулы: «голова» и длинный «хвост», причем «голова» стремится к воде, а «хвост», напротив, от воды отталкивается… Рассмотрим... 
    Читать полностью

  • Главные принципы домашнего физика

    01.02.2017

    Правило первое (самое главное). Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона! Именно такая последовательность привлекает максимальное внимание, и вызывает главный вопрос исследователя – «Почему?» Правило... 
    Читать полностью