Линейчатые спектры различных газов

Линейчатые спектры различных газовБыло и ещё одно важное следствие открытия спектрального анализа, сыгравшее значительную роль в дальнейшем развитии учения об атомах. Почему атомы разных элементов при высокой температуре пламени испускают световые лучи с разной длиной волны?

При жизни Бунзена и Кирхгофа никто из учёных не мог ответить на этот вопрос. Но можно было уже предположить, что атомы не так просты и «неделимы», как полагали раньше: возможно, при высокой температуре в них происходят какие-то процессы, сопровождающиеся испусканием световых лучей.

А это значит, что атомы имеют внутреннюю структуру! Но окончательно это стало ясно только в начале XX века.

Овладев новым методом, Бунзен и Кирхгоф в 1860 году начали систематические поиски новых линий, а следовательно — новых химических элементов. Учёные вводили в пламя спектроскопа крупинки различных минералов, золу растений, прокалённые кости животных, осадки выпаренных минеральных вод. И вскоре им повезло: были открыты сразу два новых элемента!

Выпарив целебную воду минеральных источников, исследователи в спектре остатка обнаружили среди хорошо знакомых линий натрия, калия и лития две слабые голубые полоски. Стало очевидно, что в минеральной воде содержится, хотя и в очень малых количествах, ранее неизвестный химический элемент.

Первооткрыватели назвали его цезием — по цвету спектральных линий (на латыни caesius — «голубой»). В минеральной воде был обнаружен ещё один новый элемент, в спектре которого выделялись тёмно-красные линии.

Его назвали рубидием (лат. rubidus — «красный»). Оба элемента проявляли все свойства щелочных металлов.

Но чтобы выяснить это, исследователи переработали 44 т (!) минеральной воды из источников вблизи города Дюркхейма в Баварии, а также свыше 180 кг сравнительно редкого минерала лепидолита (литиевой слюды), в котором в виде примесей присутствуют оксиды рубидия и цезия.

В результате этой титанической, но целенаправленной работы удалось выделить несколько граммов солей новых щелочных металлов. С помощью спектрального анализа вскоре были открыты металл индий, газ гелий, другие элементы.

Последний из найденных в земной коре элементов, рений, был открыт в 1925 году тоже спектральным методом — только не оптическим, а рентгеновским.

Все остальные из известных элементов были получены искусственным путём; эти элементы радиоактивны и в природе практически отсутствуют. Последние из таких элементов, имеющих на начало 2013 года своё имя (по счёту они 114-й и 116-й), были названы флеровием (в честь Лаборатории ядерных реакций им. Г. Н. Флёрова Объединённого института ядерных исследований в Дубне, где был синтезирован элемент) и ливерморием (в честь Ливерморской национальной лаборатории им. Э. Лоуренса в США, участвовавшей в открытии элемента).

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Репетитор – это не обязательно

    06.09.2017

    Очень примечательным и ободряющим для российских граждан является тот факт, что во всем мире репетиторство развивается не менее бурными темпами, чем в России. Ведь когда на законодательном уровне было закреплено единый... 
    Читать полностью

  • Чудеса для разминки

    02.02.2017

    Если чего-нибудь не раздобудешь, неважно. Пропусти опыт и переходи к следующему. Но описание пропущенного опыта прочитай: когда-нибудь, при удобном случае, к нему можно и вернуться. Для первого опыта нужны два вещества, которые,... 
    Читать полностью

  • Варим яйцо в бумажной кастрюле

    02.02.2017

    Возьмите лист плотной бумаги, сверните из него колпачок. Стыки проклейте быстросохнущим клеем и скрепите скобами степлера. В эту бумажную емкость налейте воды, положите сырое яйцо. Согните из проволоки держатель (его можно... 
    Читать полностью

  • Свеча из мыла

    02.02.2017

    Когда мы рассуждали о том, почему мыло моет, то упоминали особое устройство его молекулы: «голова» и длинный «хвост», причем «голова» стремится к воде, а «хвост», напротив, от воды отталкивается… Рассмотрим... 
    Читать полностью

  • Главные принципы домашнего физика

    01.02.2017

    Правило первое (самое главное). Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона! Именно такая последовательность привлекает максимальное внимание, и вызывает главный вопрос исследователя – «Почему?» Правило... 
    Читать полностью