Путь перебора

Путь перебораЕщё один пример из области химии. Известно, что если очень сильно нагреть сахар, из него получатся уголь и вода (недаром сахар относится к классу углеводов).

Но любой химик только посмеётся над идеей получения сахара путём нагревания угля с водой в разных пропорциях, при разных температурах, в присутствии различных «вспомогательных» веществ — катализаторов.

Так же и современному биологу, который знает, как устроено живое вещество, никогда не придёт в голову мысль проверить старинный «рецепт», в соответствии с которым из старых тряпок, испорченного мяса и других отходов могут зародиться черви, тараканы и даже мыши. Но не стоит смеяться над «невежеством» средневековых учёных.

Даже в середине XX века в нашей стране были люди, уверявшие, что получают «живое вещество», например клетки животных, из «неживого вещества», в котором никаких клеток нет. Или что могут превращать одни растения в другие путём «правильного» ухаживания за ними…

Так же как для химика невозможно существование пятихлористого азота, для физика невозможен «телекинез» — передвижение предметов усилием воли, а также другие чудеса «парапсихологов»; астроному невозможно поверить хоть в малейшей степени в астрологический прогноз; историку — в неверность всех исторических дат… Алхимиков, работавших в Средние века, нельзя назвать учёными в современном смысле этого слова. Конечно, они руководствовались какими-то теориями.

Но проблема была в том, что они не понимали, что их теории в корне неверны, и не делали попыток экспериментально проверить правильность своих теорий. Вместо этого они снова и снова повторяли различные манипуляции, пытаясь провести их «правильно» — с точки зрения авторитетов древности, оставивших после себя манускрипты с таинственными рецептами.

Алхимики не понимали, что для продвижения вперёд, для получения новых соединений, не существующих в природе, необходимо не просто отыскивать «правильный» способ, а изменить саму идеологию своей работы.

Сейчас учёные знают, что даже если какая-либо теория окажется неверной, она сыграет свою положительную роль.

Когда в результате многих экспериментов окажется, что данная теория «не работает», будет предложена новая, более верная теория. Алхимики не имели научно обоснованных теорий, которые можно было принять или опровергнуть, опираясь на эксперименты.

Они действовали по большей части интуитивно.

Поэтому алхимию следует признать не наукой, а ремеслом и отчасти — искусством.

По представлениям алхимиков, всё, что нужно, уже было сказано жившими до них авторитетами.

Для успеха необходимо только скрупулёзно выполнять их заветы и при этом ещё получать помощь «свыше»: алхимики верили, что особый духовный склад мыслей, особое алхимическое видение мира не менее важны, чем лабораторные навыки. Так что у алхимиков не было шансов заменить неправильную теорию, которая не выдержала испытания временем, верной.

Непререкаемым авторитетом, и не только у алхимиков, пользовался Аристотель, его взгляды никто не смел оспаривать.

Вот типичный пример. Аристотель полагал, что при растворении соли в воде образуется новое вещество — солёная вода, в которой нет ни соли, ни воды.

Осаждение соли из морской воды под действием солнечных лучей он объяснял «рождением» соли под влиянием солнца.

Другой пример. Аристотель «доказал», что воздух ничего не весит.

Он положил на весы два одинаковых кожаных бурдюка: один сплюснутый, а другой надутый воздухом. Весы остались в равновесии.

О постепенном освобождении науки от старых догм замечательно высказался современник Галилея английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 -1626): «Истина — дочь времени, а не авторитета». Основу же современного естествознания заложил выдающийся английский учёный Исаак Ньютон (1643-1727), который разработал методологию современной науки.

Если философские труды великого грека — Аристотеля при соответствующей подготовке ещё можно было понять и осмыслить, то «отцы алхимии» изъяснялись весьма туманным языком, понятным только «адептам», то есть посвященным.

Вот выдержка из трактата Альберта Великого, жившего в XIII столетии: «Заметь себе, что четыре духа металлов суть ртуть, сера, аурипигмент, или мышьяк, и нашатырь.

Эти четыре духа окрашивают металлы в белый и красный цвет, иначе — превращают их в Солнце и Луну.

Сами по себе они, покуда их специально не обработали особыми веществами, не летучи, а помещённые в пламя, ярко горят.

Эти духи выявляют Луну в железе и олове или Солнце — в меди и свинце… Подобно тому, как хлебы всходят на добрых дрожжах, так и материя всех металлов может быть посредством наших четырёх духовных начал стать белой и красной.

Особенно же посредством ртути, ибо именно ртуть — источник и родитель всех металлов». А вот в каких выражениях описывает Великое делание — трансмутацию, то есть превращение неблагородных металлов в золото — легендарный алхимик Василий Валентин: «Петух пожирает лису, но затем, погружённый в воду и подгоняемый огнём, в свою очередь, будет проглочен лисой…

Вся плоть, которая вышла из земли, должна распасться и снова стать землёй, которой она прежде была… Как получишь то, что искал, смешай его с золотом наивысшей пробы и очищенной сурьмою в соотношении один к трём, помести в плавильный горшок и мягко нагревай двенадцать часов.

Когда же расплавится, грей ещё три дня и три ночи.

Одна часть полученной тинктуры обратит тысячу частей трансмутируемого металла в хорошее и прочное золото».