Продолжаем исследовать почву

Почва под землей изобилует жизнью. Здесь обитают дождевые черви, слизняки, сороконожки и жуки. Питаются они тем, что отмирает у растений. Крошечные живые существа, называемые в биологии «деструкторами», разрушают все, что остается. Деструкторы — это микроскопические бактерии, грибы, мокрицы, клещи и прочая мелкая живность. Поедая трупы животных и отмершие части растений, они переваривают органические материалы и превращают последние в пищевые вещества — нутриенты. Этот процесс, называемый «разложением», создает удобрения для растений, пустивших корни в почву. Первый из экспериментов демонстрирует условия, при которых активнее всего идет процесс распада умерших растений. Наиболее быстро он происходит в теплой и влажной среде. Второй опыт поможет вам ближе познакомиться с самими деструкторами и научиться отличать этих ползучих тварей от гниющих листьев, служащих им домом. Эксперимент можно повторять, беря листья из разных мест и наблюдая, будут ли существа-деструкторы теми же, что и раньше.

Понаблюдаем, как происходит процесс разложения в почве

Вам понадобится:

Садовые перчатки; мастерок или лопатка (при необходимости); два чистых пластмассовых контейнера; почва; палые листья; вода в лейке; крышка для одного из контейнеров.

Не забудьте надеть пару садовых перчаток. Руками или, если хотите, мастерком насыпьте сухой земли в оба пластиковых контейнера.

Уложите слой палых листьев поверх земли в одном из контейнеров. Основательно увлажните почву и листья в нем, затем плотно прижмите крышкой и оставьте контейнер закрытым.

Уложите слой листьев на сухую землю во втором контейнере. Не увлажняйте и не накрывайте содержимое. Поставьте оба контейнера в сухое место.

Через несколько недель увлажненные листья в первом контейнере (слева) начнут гнить, а листья в контейнере с сухой почвой (справа) будут просто съеживаться.

Изучаем деструкторов

Вам понадобится:

Пластмассовая воронка; большая банка с прозрачными стенками; перчатки; гниющие листья из компостной кучи; черная бумага; скотч; настольная лампа; лупа; книга — определитель насекомых и другой почвенной живности.

В гниющих листьях полно насекомых и прочих существ. Вы можете рассортировать их, используя настольную лампу, воронку и большую банку. Вставьте воронку в банку, как показано на фотографии.

Наденьте садовые перчатки и наполните воронку гниющими листьями, не уплотняя их сверху. Оберните банку черной бумагой, скрепив края скотчем таким образом, чтобы перекрыть доступ бокового света.

Установите лампу так, чтобы ее свет был направлен на листья. Все живые создания побегут от света и жара лампы и соскользнут по воронке прямо в банку.

Спустя примерно час в банке окажется несколько таких созданий. Рассмотрите их через увеличительное стекло и по определителю установите, кто есть кто. Затем верните их туда, где вы их подобрали до начала эксперимента.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Репетитор – это не обязательно

    06.09.2017

    Очень примечательным и ободряющим для российских граждан является тот факт, что во всем мире репетиторство развивается не менее бурными темпами, чем в России. Ведь когда на законодательном уровне было закреплено единый... 
    Читать полностью

  • Чудеса для разминки

    02.02.2017

    Если чего-нибудь не раздобудешь, неважно. Пропусти опыт и переходи к следующему. Но описание пропущенного опыта прочитай: когда-нибудь, при удобном случае, к нему можно и вернуться. Для первого опыта нужны два вещества, которые,... 
    Читать полностью

  • Варим яйцо в бумажной кастрюле

    02.02.2017

    Возьмите лист плотной бумаги, сверните из него колпачок. Стыки проклейте быстросохнущим клеем и скрепите скобами степлера. В эту бумажную емкость налейте воды, положите сырое яйцо. Согните из проволоки держатель (его можно... 
    Читать полностью

  • Свеча из мыла

    02.02.2017

    Когда мы рассуждали о том, почему мыло моет, то упоминали особое устройство его молекулы: «голова» и длинный «хвост», причем «голова» стремится к воде, а «хвост», напротив, от воды отталкивается… Рассмотрим... 
    Читать полностью

  • Главные принципы домашнего физика

    01.02.2017

    Правило первое (самое главное). Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона! Именно такая последовательность привлекает максимальное внимание, и вызывает главный вопрос исследователя – «Почему?» Правило... 
    Читать полностью