Если мы на плаву, для чего нам мотор и руль?

Модель лодки в данном эксперименте снабжена двумя основными устройствами, предназначенными для управления. Оба действуют в подводном положении. Винт приводится в движение обычным мотором или паровым двигателем (на пароходах). В нашем проекте энергию двигателю будет передавать скрученная резиновая лента. Лопасти винта, как у настоящих кораблей, должны быть установлены под углом таким образом, чтобы при вращении гнать воду под кормой назад, а само судно двигать вперед. Вы можете поэкспериментировать с проектированием винтов — устанавливая лопасти под различными углами, а также увеличивая число лопастей, — чтобы проверить, какое конструктивное решение на практике дает лучшие результаты.
Руль требуется как парусным, так и моторным судам. Управляют рулем посредством особой ручки, называемой румпелем, или с помощью рулевого колеса — штурвала. Как и у модели, которую мы сделаем, у настоящих судов руль может изменять свое положение, заставляя корабль поворачивать направо или налево, однако он действует только во время движения. Конечно, руль способен не только направлять судно в ту или иную сторону, но и держать прямой курс, если установлен соответствующим образом.

Построим моторную лодку

Вам понадобится:

Корковая пробка; шило; ножницы; маленькая пластиковая бутылка; большая пластиковая бутылка; большая канцелярская скрепка; плоскогубцы (при необходимости); линейка; бусинка; длинные резиновые ленты; маленький карандаш; детский надувной бассейн; тонкая прямая палочка для садовых работ или тростинка.

Проделайте шилом отверстие в середине корковой пробки. С двух сторон прорежьте в ней диагональные пазы. Вставьте в пазы две полоски, вырезанные из маленькой пластиковой бутылки.

Вырежьте длинную полосу из большой пластиковой бутылки (срежьте верхнюю ее часть по всей длине). Это будет открытая частью вашей лодки. Теперь проткните шилом маленькое отверстие в задней части бутылочного «корпуса» поближе к днищу в «кормовой» части.

Распрямите большую канцелярскую скрепку (возможно, вам понадобятся плоскогубцы). Согните последние 1,5 см получившейся проволочки под прямым углом. Протяните проволочку через отверстие, сделанное ранее шилом в пробке, а затем нанижите на «вал» бусину и введите его прямой конец в отверстие в «корпусе».

Согните конец «вала», находящийся внутри «корпуса». Намотайте на «вал» резиновую ленту и протяните вал с намотанной на него резиной через горлышко бутылки. Закрепите на месте с помощью карандаша.

Присоедините «винт». Чтобы «завести мотор», скручивайте ленту, поворачивая карандаш. Придерживайте «винт», пока не опустите суденышко в воду, а там отпустите в плавание. Что происходит?

Теперь давайте сделаем для нашего судна руль. Вырежьте из пластика кусочек примерно 4 х 4 см и проколите две дырочки с одной стороны. Пропустите тонкую палочку или тростинку через отверстия.

Воспользуйтесь ранее вырезанной из большой пластиковой бутылки полоской, чтобы сделать тяги для руля. Проделайте две дырочки на расстоянии около 2 см, расположив их примерно в середине полоски-тяги, и проденьте через них отрезок тростинки.

Укрепите резиновой лентой руль с тягами таким образом, чтобы не мешать работе винта. «Заведите мотор», накрутив внутреннюю ленту с помощью карандаша, и опустите свое судно на воду.

Как и всякий судостроитель, вы наверняка захотите испытать, как построенное вами судно слушается руля. Для начала установите руль в срединное положение, чтобы лодка шла прямо по курсу. Затем попробуйте повернуть руль вправо или влево. Что происходит? Насколько крутые повороты способна делать ваша лодка, описывая круги с заложенным в ту или иную сторону рулем?