Подвижной состав

Рама и колеса современного локомотива должны выдерживать на себе до 100 тонн различных механизмов и оборудования. Чем больше и мощнее становились локомотивы, тем большим числом колес их снабжали, чтобы они могли нести дополнительный груз. Первые паровозы имели только две пары колес. Позднее стали делать по три и даже по четыре колесные пары, причем одна пара была ходовой — она соединялась непосредственно с двигателем. Поршни цилиндров передавали крутящий момент на колеса посредством кривошипно-шатунного механизма.
Другие колеса соединялись с ведущими при помощи сцепных (передаточных) рычагов, поэтому все они могли вращаться в едином ритме. Колеса меньшего размера, расположенные перед ходовыми, называются ведущими, а за ходовыми следуют ведомые. Локомотивы классифицируют, в частности, по общему числу колес. Например, локомотив типа 4-4-0 имеет четыре ведущих, четыре ходовых колеса и ни одного ведомого. В предстоящем проекте мы сделаем тележную раму для локомотива 4-4-0: он мог бы ехать по рельсам, о которых говорилось на предыдущей странице. Здесь вы найдете описание того, как сделать колесную тележку, на какую можно было бы поставить настоящий локомотив.

Сделаем локомотивную тележку

Вам понадобится:

Большой кусок картона; карандаш; линейка; циркуль; ножницы; белый клей и кисть для него; маскировочная лента; четыре шпонки длиной 10 см и диаметром 0,5 см каждая; четыре листа тонкого картона 5×5 см каждый; серебряная и черная краски и кисть для них; сосуд с водой; четыре кнопки с широкими шляпками.

Сверните ободочные колесные шаблоны В и Г в кольца. Склейте их и прихватите лентой, чтобы надежно скрепить. Проклейте все малые колеса с каждой стороны, как показано на фотографии. Сделайте то же самое с большими колесами. Оставьте их высыхать.

Острием карандаша расширьте отверстие, сделанное ранее ножкой циркуля в центре каждого колеса. Намажьте клеем один конец каждой шпонки. Вставьте шпонки в отверстия двух больших и двух малых колес.

Сверните картонные полоски 5 х 5 см в трубки и наденьте их относительно свободно на шпонки — оси будущих колесных пар. Скрепите скотчем. Соберите точно таким же образом оставшиеся колесные пары.

Когда клей высохнет, покрасьте в серебряный цвет все четыре колесные пары. Красить сами оси не обязательно. Накладывайте краску двумя слоями, позволяя первому слою просохнуть.

С внешней стороны каждого колеса нарисуйте восемь равных сегментов с помощью линейки и карандаша. Вокруг отверстия, оставленного ножкой циркуля, нарисуйте маленький кружок, а внутреннее пространство каждого сегмента закрасьте черным.

Перегните полоску, сделанную по шаблону Д, точно по пунктирной линии. Намажьте клеем все три прямых края полоски, сделанной по шаблону Ж и приклейте к полоске Д. Повторите для второй стороны. Скрепите все соединения маскировочной лентой.

Намажьте клеем все открытые края рамы для тележки. Приложите сверху заготовку по шаблону Е и дождитесь, пока не схватится. Скрепите клейкой лентой все соединения. Выкрасите конструкцию двумя слоями черной краски. Дайте ей высохнуть.

Приклейте к раме картонные трубки, в которых будут находиться оси. Оси малых колес должны располагаться на расстоянии от края в 3 см и 7 см в передней части, а оси больших — в 3,5 см и 13 см в задней. Скрепите конструкцию клейкой лентой.

Выкрасите передаточные рычаги (шаблон 3) в серебряный цвет. Дайте им высохнуть. Затем наложите второй слой краски и оставьте до окончательного высыхания.

Каждый конец передаточного рычага при-\Jкрепите к своему колесу кнопками с широкими шляпками — на расстоянии примерно 0,5 см от колесного обода. Аккуратно заглубите кнопки в большие колеса, отступив от центра каждого колеса примерно на 1,5 см.