Чтение как обязательный компонент современной системы образования

Что же касается роли и места в совре­менной системе образования собственно детской литературы, то для нас детская художественная литература — это «опыт, написанный и бро­шенный в общее употребление», способ­ный при правильном включении в обуче­ние оказать реальную помощь каждому со­временному заброшенному обществом ре­бенку в сложнейшем и труднейшем деле — «найти себя» и стать человеком разумным, а не вырастать в «двуногое, способное на многое»… Но это в случае, если дети науче­ны литературное произведение читать. Именно поэтому в профессиональном ас­пекте — при подготовке учителя началь­ных классов — детская литература должна восприниматься как учебный материал к урокам чтения и совокупность книг, каждая из которых — профессиональный инстру­мент учителя, потому что детские книги специально рассчитаны на пробуждение самосознания у читателя-ребенка.

Эти кни­ги как учебный материал и должен помочь освоить детям учитель начальных классов на уроках чтения, чтобы его ученики, вос­пользовавшись сформированными чита­тельскими умениями, привыкли и были в состоянии на основе собственного индиви­дуального выбора обращаться за недостаю­щим им опытом к хорошим книгам и, сози­дая себя и окружающую жизнь, предварять свои действия размышлениями о возмож­ных отдаленных последствиях содеянного, т.е. действовать разумно.

Разумеется, здесь снова встают вопросы для обсуждения:

Что именно из детской литературы, в какой последовательности и форме должно быть представлено детям в начальной шко­ле, чтобы они захотели и привыкли всегда в случае необходимости обращаться к книгам и читать их без посторонней помощи на уровне не ниже своих способностей?

Почему современный курс детской лите­ратуры не готовит пока учителя, владеющего детской книгой как профессиональным инст­рументом, и как можно перестроить этот курс в педагогических учебных заведениях?

Наконец, как предотвратить еще одну наступающую на нас беду — как обеспечить и учителю, и детям именно на I ступени обу­чения такое языковое и речевое развитие, без которого они через 10-15 лет просто не смо­гут читать хорошую литературу (а тем более классику), потому что она окажется для них написанной на незнакомом им языке?..

Если на первые два вопроса ответы ак­тивно отыскиваются и специалистам уже есть что обсуждать (см. хотя бы библиотеч­ку младшего школьника (БМШ) и програм­мы для педагогических колледжей (ПК) и ФНК в вузе — «Теория и технология фор­мирования ребенка-читателя», МГПУ, 2001, 2002), то последний вопрос стоит особенно остро и болезненно. Он все еще не решает­ся, хотя утрата современными детьми гиб­кого и богатого родного русского языка вследствие попустительства со стороны об­щества совершенно очевидна. Достаточно сказать, что среди современных развитых стран Россия осталась единственной стра­ной, где дети не изучают истоков родного языка, а потому не могут по достоинству оценить удивительных свойств родной речи и не стремятся сберечь их, овладеть ими, так как просто не понимают того, что совер­шенством русского языка и речи в первую очередь и определяются поражающие мир своеобразие и нестандартность русского мышления и духа… Вот почему, модернизи­руя образование в современной нам России, прежде всего надо иметь в виду и решать вопросы, связанные с должным вниманием учителя и детей к родной речи — своей и «чужой», устной и письменной, т.е. поста­новку обучения детей чтению, слушанию, «говорению» и письму. В противном случае мы упустим возможность, действуя мето­дом просвещения, на деле помочь детям России XXI века стать и остаться людь­ми. Кроме того, внимание к полноценному освоению детьми родного языка и речи предметно-деятельностным путем и устра­нение из программы начального обучения всего, чему детей 6-10 лет можно обучать избирательно, дифференцированно (в круж­ках, секциях и разного рода внешкольных учреждениях), — это еще и реальный шаг к реконструкции системности отечествен­ного образования на современном этапе.