Что же касается роли и места в современной системе образования собственно детской литературы, то для нас детская художественная литература — это «опыт, написанный и брошенный в общее употребление», способный при правильном включении в обучение оказать реальную помощь каждому современному заброшенному обществом ребенку в сложнейшем и труднейшем деле — «найти себя» и стать человеком разумным, а не вырастать в «двуногое, способное на многое»… Но это в случае, если дети научены литературное произведение читать. Именно поэтому в профессиональном аспекте — при подготовке учителя начальных классов — детская литература должна восприниматься как учебный материал к урокам чтения и совокупность книг, каждая из которых — профессиональный инструмент учителя, потому что детские книги специально рассчитаны на пробуждение самосознания у читателя-ребенка.
Эти книги как учебный материал и должен помочь освоить детям учитель начальных классов на уроках чтения, чтобы его ученики, воспользовавшись сформированными читательскими умениями, привыкли и были в состоянии на основе собственного индивидуального выбора обращаться за недостающим им опытом к хорошим книгам и, созидая себя и окружающую жизнь, предварять свои действия размышлениями о возможных отдаленных последствиях содеянного, т.е. действовать разумно.
Разумеется, здесь снова встают вопросы для обсуждения:
Что именно из детской литературы, в какой последовательности и форме должно быть представлено детям в начальной школе, чтобы они захотели и привыкли всегда в случае необходимости обращаться к книгам и читать их без посторонней помощи на уровне не ниже своих способностей?
Почему современный курс детской литературы не готовит пока учителя, владеющего детской книгой как профессиональным инструментом, и как можно перестроить этот курс в педагогических учебных заведениях?
Наконец, как предотвратить еще одну наступающую на нас беду — как обеспечить и учителю, и детям именно на I ступени обучения такое языковое и речевое развитие, без которого они через 10-15 лет просто не смогут читать хорошую литературу (а тем более классику), потому что она окажется для них написанной на незнакомом им языке?..
Если на первые два вопроса ответы активно отыскиваются и специалистам уже есть что обсуждать (см. хотя бы библиотечку младшего школьника (БМШ) и программы для педагогических колледжей (ПК) и ФНК в вузе — «Теория и технология формирования ребенка-читателя», МГПУ, 2001, 2002), то последний вопрос стоит особенно остро и болезненно. Он все еще не решается, хотя утрата современными детьми гибкого и богатого родного русского языка вследствие попустительства со стороны общества совершенно очевидна. Достаточно сказать, что среди современных развитых стран Россия осталась единственной страной, где дети не изучают истоков родного языка, а потому не могут по достоинству оценить удивительных свойств родной речи и не стремятся сберечь их, овладеть ими, так как просто не понимают того, что совершенством русского языка и речи в первую очередь и определяются поражающие мир своеобразие и нестандартность русского мышления и духа… Вот почему, модернизируя образование в современной нам России, прежде всего надо иметь в виду и решать вопросы, связанные с должным вниманием учителя и детей к родной речи — своей и «чужой», устной и письменной, т.е. постановку обучения детей чтению, слушанию, «говорению» и письму. В противном случае мы упустим возможность, действуя методом просвещения, на деле помочь детям России XXI века стать и остаться людьми. Кроме того, внимание к полноценному освоению детьми родного языка и речи предметно-деятельностным путем и устранение из программы начального обучения всего, чему детей 6-10 лет можно обучать избирательно, дифференцированно (в кружках, секциях и разного рода внешкольных учреждениях), — это еще и реальный шаг к реконструкции системности отечественного образования на современном этапе.