В течение тысяч лет люди использовали различные химические реакции в своих целях. Главной среди них была реакция горения для освещения жилищ, для обогрева и приготовления пищи. Нет сомнений, что горение — первая химическая реакция, которую человек начал использовать по своему усмотрению.
Постепенно человек «приручал» всё больше химических реакций, даже не подозревая об их существовании.
Брожение виноградного сока с образованием вина или уксуса, получение при обжиге из мягкой глины твёрдых гончарных изделий и кирпичей, а из песка и извести стекла — всё это примеры химических реакций, используемых человеком с незапамятных времён. В XIX веке химики научились получать (сначала только в своих колбах и пробирках) множество новых веществ, используя метод химического синтеза.
Слово «синтез» греческого происхождения.
Оно означает «соединение», «сочетание».
В химии синтезом называют получение сложных веществ из более простых. Чтобы собрать из готовых деталей какой-либо механизм, надо знать, как он устроен.
Именно такая задача в первую очередь стояла перед химиками, которые захотели искусственно получать различные соединения. А зачем им это было нужно?
Прежде всего, это очень интересно! Зачем ребёнок строит из песка или из деталей конструктора башни и крепости?
Ведь он прекрасно знает, что они не настоящие.
Но — интересно!
Химики в этом отношении похожи на детей — им тоже очень интересно «построить» в колбе сложную конструкцию из атомов — синтезировать молекулу красивой геометрической формы, какое-нибудь вещество с необычными свойствами. Но дело не только в интересе.
Многие вещества, которых в природе мало или вообще нет, были совершенно необходимы людям.
Среди них — удобрения, чтобы выращивать сельскохозяйственные растения.
Лекарственные вещества, чтобы излечиваться от болезней.
Или взрывчатые вещества, чтобы прокладывать дороги в горах, добывать полезные ископаемые и… убивать себе подобных. Подобно тому, как опытный механик из отдельных частей собирает сложный механизм (а при необходимости и сам изготовляет отдельные части), химики научились «разбирать» сложные неорганические и органические молекулы на составные части и соединять их в иной последовательности — по своему желанию.
Появилась также возможность, не затрагивая остов молекулы, заменять в ней отдельные фрагменты другими, большими или маленькими.
Такая замена часто приводит к существенному изменению всех свойств вещества. Обычно для получения (синтеза) новых молекул исходят из более простых и доступных (то есть выпускаемых промышленностью).
Как говорят химики, это «вещества с полки» (они расфасованы в банки разной ёмкости и стоят на полке).
Рядовые реактивы — кислоты, щёлочи, соли обычно расфасовывают в склянки большой ёмкости — от литра и более.
А вот, например, соединения родия, палладия, платины, некоторые органические вещества могут быть расфасованы в маленькие баночки, содержащие меньше 1 грамма реактива.
Далее химику нужно или выбрать уже известный метод синтеза (он может состоять из нескольких стадий), или разработать новый, если ничего подходящего в химической литературе не нашлось.