О зависти и честности в науке

О зависти и честности в наукеЛюди, далекие от науки, никогда не работавшие в исследовательских учреждениях, нередко представляют себе учёного этаким высоконравственным человеком, все помыслы которого нацелены на одно: служить любимому делу, науке. На самом деле учёные (здесь лучше говорить об исследователях или даже о «научных работниках») — такие же люди, как и все остальные.

И среди них попадаются карьеристы, властолюбцы, рвачи, жадные до наград и денег.

И задача научного сообщества — сделать эти факты известными, чтобы освободиться от тех, кто позорит науку, хотя получается это не всегда. Тут многое зависит от того, насколько развито в той или иной стране гражданское общество, насколько свободно средства массовой информации могут «выносить сор из избы», критиковать тех или иных деятелей, даже если они обласканы властью.

Ярким примером является отечественный академик Трофим Денисович Лысенко (1898-1976).

Его теории наследственности были антинаучными и опровергались опытами. Но, пользуясь полной поддержкой властей, Лысенко не позволял проводить такую проверку.

Его критики лишались работы, а нередко и жизни. Так была уничтожена советская генетика, самая передовая в мире.

Погиб в тюрьме крупнейший селекционер и генетик, учёный с мировым именем Николай Иванович Вавилов (1887-1943).

Ушёл из жизни, не выдержав травли и обвинений в «пособничестве фашистам», один из основоположников современной генетики Николай Константинович Кольцов (1872-1940). На их место приходили люди без морального стержня, стремившиеся извлечь из науки как можно больше выгод для себя лично.

А вот другая история. В январе 1922 года в Канаде умирал от тяжёлого, неизлечимого тогда диабета 14-летний Леонард Томпсон.

Его спасла первая в истории инъекция инсулина.

Идея о том, как можно помочь больным диабетом, принадлежала канадскому физиологу Фредерику Бантингу (1891 — 1941).

Но для её проверки у него не было своей лаборатории и подопытных животных.

Всё это было у заведующего кафедрой физиологии в Торонтском университете Джона Маклеода (1876-1935).

Но тот категорически отказался предоставить Бантингу возможности для работы.

И только после вмешательства профессора Фредерика Миллера Маклеод согласился предоставить Бантингу лабораторию и подопытных собак на время своего двухмесячного отдыха в Шотландии. Бантинг продал всё своё имущество, чтобы иметь средства для проведения опытов.

Его идея оказалась верной: вскоре он и помогавший ему ассистент Маклеода Чарлз Бест (1899-1978) сумели выделить инсулин из поджелудочной железы животных.

Маклеод сразу понял важность открытия и… попытался присвоить его! В своих выступлениях и публикациях он всячески рекламировал и пропагандировал «своё» открытие. В результате в 1923 г. Нобелевская премия по физиологии и медицине за открытие инсулина была присуждена Бантингу и Маклеоду.

Бантинг был взбешён: Маклеод, по его мнению, не заслуживал награды, и был обойден Бест, внёсший в открытие большой вклад. Разразился скандал.

Половину своей премии Бантинг демонстративно отдал Бесту. Именно так десятки лет излагали события практически все статьи и книги, в которых описывалась история открытия инсулина.

И лишь недавно историки науки, тщательно изучив старые документы, включая лабораторные журналы, пришли к выводу, что эта версия событий была изложена… в многочисленных статьях Чарлза Беста, который на 37 лет пережил Бантинга и на 43 года — Маклеода.

Так что ответить ему публично было некому.

Кстати, Маклеод усовершенствовал способ получения инсулина (он же дал имя этому веществу) и написал много научных трудов по сахарному диабету. Конечно, вся эта история получила огласку потому, что её герои удостоились высшей научной награды.

Но сколько подобных случаев происходит во всём мире во множестве лабораторий, и это становится известным лишь узкому кругу. То же можно сказать и об откровенной фальсификации научных результатов: лишь несколько таких случаев получили резонанс в печати и стали достоянием широкой общественности.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →