Почему живое — живое?

Почему живое - живое?Сейчас никто не сомневается, что все физические тела построены из атомов — и булыжник на дороге, и мозг человека. Но все понимают, что между этими телами есть огромная и принципиальная разница.

Однако мало кто может внятно объяснить, в чём же различие между ними.

В том, что мозг может мыслить?

Но, например, у насекомых или рыб мозг есть, тем не менее мыслить, как человек, они не могут. И всё же между ними и булыжником остаётся принципиальное различие: булыжник неживой, а кузнечик или щука — живые.

И «расстояние» между булыжником и кузнечиком неизмеримо больше, чем между кузнечиком и человеком. Когда-то Л. Н. Толстой написал о первых годах своей жизни: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние».

То же сравнение можно применить в отношении неживого камня и живого существа.

В чём же заключается это «расстояние», которое было когда-то преодолено?

Ведь несколько миллиардов лет назад на Земле действительно были одни неживые «камни»! И как определить, что такое живое?

Может быть, различие между неживым и живым в том, что живые существа едят, они способны передвигаться?

Но ведь автомобили или роботы тоже передвигаются, а бензин для автомобиля или электричество для робота можно считать «едой». Различие же, причём принципиальное, вот в чём. Неживое не может совершенствоваться, а может только разрушаться.

Если оставить в покое на длительный срок любой механизм, любое неживое, они будут постепенно разрушаться.

Металл будет ржаветь, каменные глыбы медленно превращаться в песок и глину, спиленные деревья и другие отмершие растения — в гнилушки, а в определённых условиях — в торф, уголь и нефть.

За очень длительный промежуток времени распадутся даже большинство молекул (кроме самых простых). Не составляют исключения из этого правила и клетки в теле растения или животного.

Они тоже постепенно отмирают и разрушаются.

Однако им на смену непрерывно приходят новые! Но и это не всё. Многоклеточный организм появляется из одной-единственной клетки, которая делится, и из её дочерних клеток постепенно формируется множество органов; это может быть и зелёный лист дерева, и мозг человека.

Неживое на такое развитие совершенно неспособно. Недаром жизнь и живое называют чудом!

А вот не менее трудный вопрос. Мало кто сомневается в том, что когда-то на Земле жизни не было, а потом она появилась.

Как это произошло? Ответа пока не знает никто.

Хотя разных теорий на этот счёт придумано немало — от сотворения мира из ничего (во всех религиях мира) до сознательного заселения Земли инопланетянами.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →