Хемофобия

ХемофобияСлово «фобия» с переводе с греческого означает «страх». Различных фобий известно множество. Среди них — агорафобия (боязнь открытых пространств) и противоположная ей клаустрофобия — боязнь замкнутых пространств (например, метро), андрофобия — ненависть к мужчинам и феминофобия — боязнь женщин, антропофобия — боязнь людей вообще, особенно незнакомых, и т. д. и т. п. Сравнительно недавно появилась ещё одна фобия — хемофобия.

Из названия ясно, что это боязнь химии. Но не той химии, которую преподают в школе или в вузе, то есть это вовсе не страх получить плохую оценку на экзамене.

Хемофобия — это страх возможного неблагоприятного воздействия химических веществ на здоровье. И страх этот, чаще всего беспричинный, настолько укоренился у многих людей, что этим беззастенчиво пользуются торговцы, рекламируя «натуральные продукты, не содержащие химических веществ» (то есть эти продукты не должны содержать ничего, кроме вакуума!

) или «экологически чистую селитру, не содержащую нитратов» (селитра — бытовое название нитратов натрия, калия, кальция и аммония).

Страхи перед «химией» иногда бывают и оправданными, но чаще беспочвенны.

Нередко они принимают форму навязчивых, болезненных проявлений, которые подогреваются не очень грамотными журналистами.

В основе хемофобии, как правило, лежат недостаток знаний, легковерность, отсутствие способности самостоятельно получать достоверную информацию и правильно её оценивать. А для этого нужны хотя бы минимальные знания химии.

Если их нет, люди могут поверить и в «селитру без нитратов», и в чудодейственные лекарства, в которых «нет химических веществ», и в «ядовитый азот, который выделился при разрыве трубы». И не просто поверить, а даже заболеть!

Психологи установили взаимосвязь между газетными публикациями, сообщениями по радио, телевидению о появлении какого-то вредно действующего фактора и количеством обращений населения в поликлиники, другие лечебные учреждения. Путём внушения можно вызвать разнообразные ощущения и реакции, для которых нет объективных причин.

Вот типичный пример.

В Волгограде в конце 1980-х годов было решено построить завод по производству инсектицида базудина.

Инсектициды — вещества, применяемые в сельском хозяйстве для защиты растений от насекомых-вредителей. Базудин убивает насекомых, но для теплокровных животных он не очень токсичен: для него ЛД50 = 0,1 г/кг (ЛД50 — это такая доза, от которой погибает половина подопытных животных).

Значит, если средний человек весит 70 кг, то для него очень опасной будет доза базудина, равная 7 г (чайная ложка с верхом). Для сравнения: смертельная для человека доза никотина составляет примерно 0,05 г, однако никто не шарахается в ужасе от пачек с сигаретами в магазинах.

Поэтому, если применять все меры предосторожности при производстве и применении этого инсектицида (это очень важно!), можно избежать многих неприятностей, а урожай будет спасён.

Однако в 1988-1990 годах население города в результате активной агитации стало активно протестовать против строительства завода, и пуск производства не состоялся. Тем не менее было зафиксировано немало вызовов «скорой помощи» якобы отравившимися базудином.

Бывают и обратные реакции, когда люди имеют неверное представление о характере опасности и игнорируют её. Особенно недопустимо такое «привыкание» к потенциальной опасности для работников предприятий, на которых возможны аварии с выбросом радиоактивных или отравляющих веществ.

Неприемлемо «привыкание» и для профессиональных химиков, и для начинающих её изучение и ставящих домашние опыты, и для тех, кто использует различные химикаты в быту.

Здесь, чтобы избежать возможных опасностей, требуется только одно: внимательно читать инструкции по применению химикатов (или же описания опытов) и в точности их придерживаться.

Знание химии необходимо и для того, чтобы правильно реагировать на опасности, принимать правильные решения.

Бесконтрольное и малограмотное использование, например, пестицидов в сельскохозяйственном производстве действительно может нанести большой вред и людям, и окружающей среде. Нужно ли из-за этого отказываться от их применения?

Рассмотрим такой пример. На дорогах нашей страны ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает около 35 тысяч человек — как в настоящей войне!

А во всём мире с начала XX века, когда начало развиваться автомобилестроение, число погибших в автокатастрофах сравнимо с числом погибших в мировую войну!

Причин множество: и пьяные водители за рулём, и неисправность техники, и плохие дороги, и беспечность водителей и пешеходов («авось проскочу»).

Но почему-то до сих пор нет термина «автофобия» и никто не требует прекратить производство новых автомобилей и запретить пользоваться уже выпущенными! А ведь автомобили не только убивают и калечат людей; в городах они — главные загрязнители воздуха.

Значит, люди взвешивают (хотя бы подсознательно) все плюсы и минусы автотранспорта.

Конечно, если бы не было легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов, и воздух был бы чище, и люди бы оставались целы. Но согласны ли мы жить в таком мире?

В городах ещё (и то не во всех) можно было бы наладить троллейбусные и трамвайные перевозки.

А в сельской местности? А как бы доставляли жителям в тех же городах различные товары в магазины?

Трамваями и троллейбусами? Только на лошадях?

Вот, понимая всё это, люди и не требуют запрета автомобилей.

Другое дело, что для уменьшения вреда необходимо неукоснительно соблюдать правила безопасности на дорогах, вовремя и качественно эти дороги ремонтировать, выпускать безопасные автомобили, улучшать качество бензина и т. д.