Анализ каузальных связей

Причиной пожара во всех случаях, по их мнению, является не небрежное обращение с огнем, не короткое замыкание проводов, не удар молнии, а возникновение высокой температуры, вызывающей при наличии горючего материала цепную реакцию окисления. В данном случае речь должна идти не о множественности причин, а лишь о различных носителях одной и той же причины. Точно так же причиной травмы человека нельзя называть различные механические факторы, действующие на человека (воздействие поезда, удар автомашиной, падение кирпича с крыши здания, воздействие осколка снаряда и т. п.). Причина во всех указанных случаях одна: воздействие удара вследствие переноса механической энергии различными ее носителями. Носителями причины, следовательно, могут быть разные явления, но механизмы, вызывающие данное действие, всегда одни и те же. Отрыв и абсолютное противопоставление общего и единичного, которое заключается в том, что либо причину рассматривают на уровне общего, а в следствии подчеркивают особенности, либо, наоборот, находят особенности в причине, в следствии замечают лишь общее. Например, различные стрессоры (подчеркивается особенность каждого из них) приводят к определенному состоянию стресса и реакции адаптационного синдрома (отмечается общее в следствии); стрептококк (вообще) вызывает различные специфические заболевания и т. д. При анализе каузальных связей недопустимо отрывать и противопоставлять общее единичному. Подобная методологическая ошибка лежит в основе неправильного утверждения, что в зависимости от условий одна и та же причина может порождать различные следствия и, наоборот, одно и то же явление может вызываться различными причинами. Методологическая несостоятельность подобного утверждения состоит в том, что либо причину рассматривают на уровне общего, а в следствии подчеркивают особенности, либо, наоборот, находя особенности в причине, в следствии замечают лишь общее. Подобные воззрения характерны и для концепции полиэтиологичности. Утверждение, что одно и то же явление может порождаться различными причинами, а одна и та же причина может приводить к различным следствиям, будучи доведенным до логического конца, приводит к преформизму и физиологическому идеализму, к выводу, что формирование следствия исключительно зависит от внутренних условий, т. е. от самого организма.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →