Целлюлярная патология

В 1884 г. выдающийся русский клиницист С. П. Боткин (1832-1889) выступил с критикой учения Р. Вирхова. С. П. Боткин показал ограниченность вирховского анатомического мышления. Такой оценке целлюлярной патологии соответствуют и взгляды И. П. Павлова (1849-1936), который внедрил в физиологию и патологию синтетический метод исследования, идею целостности организма и создал научную основу для синтетического понимания больного человека. И. П. Павлов указал, что одна патологическая анатомия не может дать полного анализа, полного знания механизма болезненного процесса, что она для этого еще слишком грубый прием. Тем не менее принципы вирховского учения нашли широкое распространение и до настоящего времени вирховианство широко распространено в зарубежной медицинской науке. Органолокалистический принцип в патологии на долгое время задержал развитие правильных представлений о целостности организма. В целлюлярной патологии господствовал локалистический принцип и морфологический, преимущественно статический, подход. В последующем вирховская теория препятствовала распространению павловского учения о целостности человеческого организма, его взаимосвязах с окружающей природой и социальной средой и ведущей роли центральной нервной системы в жизнедеятельности организма. Вирховианство, разрывая целостный организм на части, переоценивая самостоятельность этих частей, приходит к отрицанию единства организма с окружающей его средой, к отрицанию эволюционного учения. Большая роль в критике несостоятельности основных положений целлюлярной патологии принадлежит одному из учеников И. П. Павлова акад. А. Д. Сперанскому. Указывая на крупные недостатки вирховской патологии, мы в то же время должны подчеркнуть, что аналитическая работа Р. Вирхова в известной степени заполнила существовавший пробел в патологии и тем самым была исторически неизбежной и для своего времени прогрессивной; она способствовала падению гуморальной и солидарной теорий, которые, не имея под собой какой-нибудь научной базы, являлись схоластическими, оторванными от конкретной действительности, спекулятивными измышлениями, задерживавшими дальнейший прогресс медицины.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →