Действие повреждающего фактора

Любой повреждающий фактор внешней среды (стрессор) вызывает как специфические, так и песпецифические изменения в организме. Однако Г. Селье не интересуют результаты специфического действия стрессоров, формирующих качественную картину того или иного заболевания и важных с точки зрения его диагностики и терапии. Его интересует только неспецифическое влияние факторов внешней среды на организм. Г. Селье пишет, что в 1936 г. им было показано в эксперименте на животных, что организм отвечает однотипным способом на различные агенты, такие, как инфекция, интоксикация, травма, нервное напряжение, жар, холод, мышечная усталость, рентгеновское облучение. В результате действия любого повреждающего фактора внешней среды в организме, по его мнению, стереотипно развивается так называемый общий синдром адаптации, включающий в себя следующие три стадии: стадию тревоги, или мобилизации; стадию адаптации или резистентности, и стадию истощения. Трехфазная, трехступенчатая неспецифическая реакция адаптации, возникающая со стороны организма на воздействие различного рода раздражителей, и была названа Г. Селье общим адаптационным синдромом. Общим он назван потому, что вызывается лишь теми агентами, которые приводят к общему состоянию стресса (поскольку они воздействуют на большие области тела), и в свою очередь вызывает генерализованную защитную реакцию, способствующую преодолению вредного действия чрезвычайных раздражителей и повышающую на некоторое время неспецифическую резистентность организма. Неспецифическая резистентность, вызванная общим стрессором, может выражаться либо в повышении выживаемости после воздействия обычно летальных патогенных агентов, либо в предупреждении местных или общих болезненных проявлений, являющихся обычным результатом местного или общего воздействия патогенных агентов. Продолжающееся интенсивное действие патогенного раздражителя вызывает потерю резистентности, резкое уменьшение адаптационных возможностей организма и развитие стадии истощения, ведущей к различным дистрофическим процессам и даже к гибели организма.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →