Экспериментальный материал

Полученные Г. Селье и его сотрудниками факты представляют большую ценность для медицинской науки, но их интерпретация в философском отношении является нередко несостоятельной. Оценивая должным образом экспериментальные факты, мы не можем, однако, считать их вполне достаточными для созданной Г. Селье весьма широкой концепции, поскольку в большинстве случаев эти эксперименты проводились лишь на крысах и притом в виде острых опытов. Г Селье поставил перед собой задачу с единой точки зрения осмыслить все клинические и экспериментальные факты, накопившиеся за длительный период развития медицины, взяв за основу синдром адаптации как объединяющую концепцию в медицине. Не сомневаясь в том, что его попытка, как и все предыдущие, не будет полностью успешной, Г. Селье пишет: Будущее покажет, имеют ли контуры этой, единой теории медицины познавательное значение. Наиболее слабое место в этой теории — ее недостаточная определенность, ее неспособность объяснить окончательно причины болезней. Взгляды Г. Селье на причинность довольно противоречивы, поэтому совершенно не случайно, что в среде советских патологов и клиницистов нет единодушного мнения в оценке этих взглядов. Одни патологи и клиницисты (П. Д. Горизонтов, В. С. Смоленский, С. М. Павленко, А. И. Струков) относят их к категории кондиционалистских, другие (М. Г. Дурмишьян) считают, что с подобной оценкой концепции Г. Селье согласиться нельзя и что по своему существу при правильном истолковании обусловливание не только не противоречит причинности, но вместе с ней интегрируется принципом взаимодействия. Находясь под влиянием буржуазной философии, отрицающей принцип причинности, как основной принцип в исследовании явлений природы, Г. Селье в качестве лейтмотива своей монографии Очерки об адаптационном синдроме берет следующее: В действительности, и помимо эндокринологии, начинает меняться главное направление всей медицины. Ее усилия больше не направлены на выявление специфических патогенных агентов и специфических средств борьбы с ними. Нам всегда казалось очевидным, что каждая точно очерченная нозологическая форма болезни должна иметь свою специфическую причину.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →