Формы причинных связей

Согласно же теории полиэтиологичности, одно и то же патологическое явление или процесс в одном случае вызывается одной причиной, а в другом — другой. В системе материальных условий, обусловливающих то или иное явление, нередко может быть не одно определяющее условие или причина, а несколько причин, причем не все они являются равноценными в определении основных свойств следствия. Несмотря на то, что все они в отдельности качественно определяют свое следствие, роль и значение этих причин совершенно неодинаковы, что всегда должно учитываться в практической деятельности врача. Для иллюстрации рассмотрим два примера. Известно, что при ядерном взрыве на человека почти одномоментно действуют следующие три фактора ядерного взрыва: ударная волна, причиняющая травмы; световое излучение, вызывающее ожоги, и проникающая радиация, вызывающая лучевую болезнь. Но в зависимости от ряда условий (расстояния от места взрыва, высоты взрыва, калибра ядерного боеприпаса, степени защищенности людей, использования профилактических средств против лучевой болезни, реактивности организма, характера одежды, метеорологических условий) у пораженных ядерным оружием будут превалировать по тяжести поражения или травмы, или ожоги, или лучевая болезнь. Этим будет определяться и выбор и направление основных лечебно-профилактических воздействий со стороны лечащего врача. При одновременном воздействии на организм человека бактерий брюшного тифа и фильтрующего вируса кори будут иметь место как симптомы брюшного тифа, как и кори различной степени выраженности. Этим и будет определяться направленность и характер применяемых в этих случаях лечебно-профилактических мероприятий. Следовательно, значение существенных (главных) и несущественных (неглавных) причин имеет большое значение для практической деятельности. Однако, кроме одновременного, параллельного, действия причинных факторов на тот или иной объект, что было показано выше, могут иметь место и такие случаи, когда отсутствует действие каждой причины в отдельности и наблюдается новое, совокупное, комплексное действие их с новым, соответствующим этому комплексному фактору действием или следствием (действие комплексных раздражителей в работах И. П. Павлова).

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →