Генеалогический характер аналогии

Общность филогенетического происхождения авторы этих определений признавали критерием только гомологического сходства, а аналогии рассматривали как результат конвергентных изменений, возникших под влиянием одинаковых условий существования. Геккель, например, не только противопоставил гомологию как совпадение в структуре, обусловленное общностью происхождения, аналогии как признакам анатомического сходства, обусловленным одинаковым приспособлением, но также резко противопоставил дивергенцию и конвергенцию. В последарвиновский период понятие аналогии развивалось не только в русле эволюционизма. Сохранилось и получило развитие и старое, оуэновское определение аналогии. Оно связывается с телеологическими представлениями о прямом приспособлении под влиянием измененной функции и вне естественного отбора, а также с системой типологических взглядов морфологов-идеалистов. Характерными признаками этого последнего пути эволюции понятия аналогии являются, по Л. Я. Бляхеру, игнорирование связи между аналогией и функцией, противопоставление аналогии гомологии на основе автогенетического принципа. Вне дарвинизма сложилось два основных подхода к объяснению фактов параллелизма. Автогенетические концепции объясняли параллельное развитие сходных или даже одинаковых признаков у весьма отдаленных форм, не связанных родством, действием имманентного (внутреннего) движущего принципа. Другое объяснение сводилось к допущению, согласно которому сходные признаки возникают под непосредственным воздействием на организм сходных условий внешней среды. Обе эти точки зрения оказались несостоятельными. На автогенетическом принципе была построена теория номогенеза — теория развития органического мира в определенном направлении на основе строгой закономерности без всякого участия случайности.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →