Гносеологическая основа воззрений

Г. Селье, например, делает попытку объяснить происхождение ряда заболеваний человека, таких, как гипертоническая болезнь, диабет, ревматизм и др., при помощи единого патогенетического механизма. Как по И. Мюллеру, так и по Г. Селье, полиэтиологические факторы порождают монопатогенетическую реакцию. Гносеологической основой воззрений, согласно которым существует единый, стандартный, монопатогенетический механизм развития различных заболеваний, является абсолютизация роли внутреннего состояния (активности) организма во взаимодействии с окружающей средой. При подобном методологическом подходе этнологический фактор лишается возможности оказывать качественное, специфицирующее влияние на характер и содержание патогенетического процесса. Подвергая справедливой критике механицизм, согласно которому патогенетический механизм развития болезни зависит лишь от особенностей этиологических факторов, с соответствии с которым ортанизм лишается относительной самостоятельности, Г. Селье впадает в другую метафизическую крайность и утверждает, что стереотипные (монопатогенетические) механизмы болезни, являющиеся результатом провоцирующего влияния полиэтиологических факторов, зависят лишь от предсуществующих биологических механизмов. В книге Очерки об адаптационном синдроме, разбирая вопрос о патогенезе различного рода заболеваний, Г. Селье пишет, что трудно себе представить какой-либо механизм, с помощью которого единственная реакция — общий адаптационный синдром — способна вызвать такое множество по существу различных заболеваний. Указывая далее на сложность решения этой проблемы, Г. Селье пишет: Возможно, наиболее спорной и важной проблемой в связи с представлением о болезнях адаптации является вопрос о том, как может один и тот же адаптационный синдром вызывать такое разнообразие болезней. В более поздней работе Перспективы изучения стресса Г. Селье вновь ставит вопрос о том, почему одна и та же стереотипная реакция-стресс — вызывает язвы желудка, гипертонию, инфаркты сердца, психические расстройства или обострение туберкулеза у различных индивидуумов.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →