Гносеологическая основа

Учение о причинности, в частности, имеет большое значение для борьбы против индетерминизма в современной философии и науке, Идеалисты и в настоящее время, вслед за Э. Махом и М. Ферворном, используя неустойчивость ряда крупнейших ученых в вопросах философии и спекулируя на недостатках метафизического материализма, вновь предпринимают попытки протащить в философию и естествознание идеи индетерминизма, доказать, что в природе нет причинных связей. Так, например, один из основоположников неопозитивизма Б. Рассел писал: Закон причинности как и многое другое, что имеет хождение среди философов, является пережитком прошлого, живущим, подобно монархии, только потому, что по ошибочному мнению он, якобы, не приносит вреда В другой работе он заявляет, что вера во внешнюю причинность определенного рода опыта является примитивной и в определенном смысле присуща поведению животного. Ему вторит другой крупный представитель неопозитивизма Л. Витгенштейн, утверждая, что вера в причинную связь есть предрассудок. Некоторые современные зарубежные медики (Э. Фрешелье и др.), пытаясь примирить принцип причинности и кондиционализм, пишут, что в качестве естествоиспытателей мы должны быть кондиционалистами, а как врачи, действуя на наш объект, на больного, ищем причину его болезни, что необходимо для предупреждения и лечения болезни. Явные уступки кондиционализму имеются в работах крупного канадского патофизиолога Г. Селье, являющегося создателем концепции stress. Находясь под влиянием буржуазной философии, отрицающей принцип причинности как основной принцип в исследовании явлений природы, он утверждает, что нам всегда казалось очевидным, что каждая точно очерченная нозологическая форма болезнь должна иметь свою специфическую причину. Это положение больше не является очевидным. Сомневаясь в том, что всякое специфическое заболевание есть результат деятельности специфического патогенного агента, Г. Селье писал, что болезни адаптации не связаны только с одними гормонами, так же как они не связаны с каким-либо одним определенным агентом, а являются результатом развития определенных патогенных ситуаций, в которых принимают участие многие факторы. Этих взглядов Г. Селье придерживается и ныне.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →