Кибернетика как наука

К жизненным актам, напоминающим действия машин-автоматов, относятся прежде всего функции организма, обеспечивающие постоянство внутренней среды организма (температура, давление крови, содержание в ней сахара и т. д.) и осуществляющиеся относительно независимой, автономной нервной системой, называемой вегетативной. Еще знаменитый французский физиолог и патофизиолог Клод Бернар в 60-х годах XIX столетия выдвинул положение о постоянстве внутренней среды как необходимом условии существования биологических систем, а американский физиолог В. Кеннон в развитие этой идеи создал учение о гомеостазисе, показав, что гомеостатическое действие биологических управляющих устройств направлено на сохранение постоянства основных химических и физических параметров внутренней среды в меняющихся условиях внешней среды. Наличие обратной связи в какой-либо системе делает возможным не только поддержание состояния равновесия, но и накопление информации, повышающее степень организации данной системы (Б. С. Грязнов). Как энтропия есть мера дезорганизации, так и передаваемая рядом сигналов информация является мерой организации. Кибернетика установила, что для обеспечения нормальной работы любого автоматического управления, независимо от сложности структуры системы, необходимо наличие прямой связи между управляющей и управляемой частями той или иной системы; обратной связи, имеющей большое значение в поддержании постоянства условий, необходимых для существования системы и переработки информации о текущем состоянии управляемой системы, идущей по каналам обратной связи. Нарушение работы хотя бы одного из перечисленных элементов применительно к биологической системе ведет к заболеванию. Теория обратной афферентации в физиологии, развиваемая П. К. Анохиным с 1935 г., т. е. еще задолго до появления работы Н. Винера Кибернетика, или управление и связь в животном и машине (1948), содержит все черты обратных связей кибернетики.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →