Корифеи естествознания

При обобщении богатейшего фактического материала по физиологии головного мозга он вплотную подошел к сознательному диалектическому пониманию сущности сложнейшей работы мозга. Подлинно научное материалистическое учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности является могучим оружием в идеологической борьбе со всеми проявлениями идеализма и мракобесия в науке и философии. Свою борьбу за материализм И. П. Павлов особенно развернул в связи с разработкой им учения о высшей нервной деятельности животных. И. П. Павлов истолковал материалистически не только биологические явления, с позиций материализма он подходил и ко всем явлениям природы. Для него наука — это отображение материальной деятельности, природы. Для И. П. Павлова было несомненным, что природа, мир существуют вне и независимо от человека и что познание мира есть отражение в мышлении этого мира. И. П. Павлов исходил из неразрывной связи структуры и динамики. Развивая материалистические философские положения о единстве материи и движения, он исходил из идеи, весьма важной и для биологии, а именно: из идеи неразрывного единства материальной структуры и функций организмов и их частей. Нет функций, которые не были бы функцией определенной материальной структуры, определенного материального субстрата. Именно наличие функций без субстрата, т. е. совершенную бессмыслицу, утверждал и утверждает идеализм, отрицая связь психики с нервной системой. Великий физиолог рассматривал организм как целое, лишь в метафизической абстракции подразделяемое на отдельные, оторванные друг от друга функции. Как ясно каждому, животный организм представляет крайне сложную систему, состоящую из почти бесконечного ряда частей, связанных как друг с другом, так и в виде единого комплекса с окружающей природой и находящихся с ней в равновесии. Подчеркивая эту целостность, единство организма, он в то же время отвергал те антинаучные воззрения, согласно которым целостность организма есть якобы доказательство ее мистической автономности, полной независимости от внешней природы. Исходя из этих воззрений, И. П. Павлов вел решительную борьбу против автогенетических теорий.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →