Немецкий философ-идеалист

В признании взаимодействия между причиной и следствием содержится в скрытом виде возможность трактовки причины как взаимодействия между вещами. Диалектическое чутье Гегеля подсказало ему мысль о недопустимости механистического решения вопроса о здоровье и болезни. Изложив свои взгляды на важнейшие проблемы медико-биологической науки в таких работах, как Феноменология духа, Философия природы, Философия духа и др., Гегель диалектически подошел к решению проблем соотношения жизни и смерти, ассимиляции и диссимиляции, целого и части, внутреннего и внешнего. Он понял бесплодность понимания жизнедеятельности организма и сделал попытку диалектического решения вопроса о соотношении экзогенных этиологических факторов и внутреннего физиологического субстрата организма. Рассматривая проблему внутреннего и внешнего, Гегель правильно подчеркнул положение о том, что конечный эффект является результатом преломления внешнего во внутреннем, а применительно к инфекционным заболеваниям показал зависимость действия причины как выражения внешнего от внутреннего предрасположения организма. Однако в силу своего идеализма Гегель в решении вопроса о причине болезней исходил из антинаучного положения о ведущей роли объективной идеи в жизнедеятельности организма. Нужен был решительный отказ от виталистических и механистических влияний, и очень ценным и важным в этом отношении явилось выступление двух выдающихся французских ученых Франсуа Мажанди (1783-1855) и Клода Бернара (1813-1878). На смену односторонне-аналитическому методу в первой половине XIX века пришел метод, предполагающий единство анализа и синтеза. Соответственно этому на смену метафизике шел диалектический метод мышления, который вырастал из строго научных, экспериментально обоснованных данных. Идея всеобщей связи и развития врывалась во все области естествознания. Переход от механистических взглядов на природу к диалектическим совершался в результате ряда открытий (Кант, Лаплас, Ляйель, Ф. Велер, Либих), каждое из которых, как указывал Ф. Энгельс, пробивало брешь в метафизическом естествознании. Однако сами естествоиспытатели в подавляющем большинстве оставались при этом на позициях метафизики.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →