Основатель психобиологического направления

В настоящее время концепция о жизненной силе принимает форму сверхматериального понятия целостности. Основоположник неовитализма Г. Дриш, опираясь на свои известные опыты с яйцами морских ежей, пришел к выводу, что организм является гармонически эквипотенциальной системой, в которой действующей, не имеющей энергетической природы, является энтелехия. Кроме аристотелевской энтелехии неовитализм Г. Дриша использует также учение Канта об органической целесообразности и целостности, о чем неоднократно говорит и Г. Дриш в своих произведениях, называя Канта философским родоначальником неовитализма. Ярыми сторонниками и пропагандистами неовитализма в настоящее время являются О. Фейерабенд, А. Венцл, Э. Синнот и др. В книгах Биология духа (1955) и Материя, разум и человек (1957) Синнот, например, настойчиво отстаивает идеалистическое решение проблемы целостности организма, заявляя, что в организме есть организующее интегрирующее начало — дух. Неотомисты же, исходя из воззрений Фомы Аквинского и Аристотеля возрождают старый витализм. Современные защитники неовитализма, пытаясь на словах стать над материализмом и идеализмом, изобретают новые наименования для витализма вроде биологика, холизм и др., краткий анализ которых будет дан ниже. Неовитализм, в каких бы формах он ни проявлялся, выдвигает телеологический способ объяснения жизненных явлений вместо причинного. Согласно телеологии, всякое явление есть осуществление некоторой цели, намеченной богом, или внутренней цели, свойственной данному предмету, ведущей к его развитию и совершенствованию. Телеология, являющаяся антинаучным религиозно-идеалистическим воззрением, объясняет целесообразность в явлениях природы заранее предустановленными целями, сверхопытными факторами или некими метафизическими принципами, исключающими материальные силы. Гносеологические корни современного телеологизма кроются в отождествлении механической формы причинности с причинностью вообще, в недостатках механического метода объяснения жизни.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →