Патогенетические механизмы

Выделяя два типа многопричинных поражений, Г. Селье утверждает, что при первом типе мы имеем дело с простыми формами условий возникновения, состоящими только из усиления или торможения процессов, вызванных другими агентами, а при втором типе качествен — но новые патологические реакции синтезируются совместным действием сенсибилизаторов и провоцирующих факторов. Фактически, как мы видим из приведенного, никакой многопричинности болезней в диалектико-материалистиче-ском понимании этиологии в обоих разбираемых Г. Селье типах многопричинных поражений нет, ибо в первом случае изменение условий опыта и действие нового фактора может увеличивать или уменьшать эффект предшествующего этиологического патогенного фактора, а во втором — провоцирующий агент (или повод с философской точки зрения) выявляет только то, что качественно определено действием того или иного сенсибилизатора или, по выражению Г. Селье, качественно обусловливающего фактора. Оригинальной попыткой решения вопроса о соотношении этиологических и патогенетических факторов в развитии болезни является концепция И. В. Давыдовского, изложенная им в книге Проблемы причинности в медицине (этиология) (1962). Согласно этой концепции внешние этиологические факторы сегодняшнего дня являются лишь разрешающими или пусковыми факторами готовых во всех случаях патогенетических механизмов, сформировавшихся еще в досоциальный период жизни человека. Патогенетические механизмы этой группы заболеваний являются, однако, в конечном счете продуктом внешней среды, биологическим, т. е. экологически адекватным, отражением последней и, следовательно, причина развития патологического процесса, специфицирующая данный процесс, лежит в самом организме т. е. является приобретенной ранее внутренней причиной, а внешние этиологические факторы сегодняшнего дня — это якобы лишь разрешающие или пусковые факторы. Заболевания с унаследованным патогенетическим механизмом, где патогенетические факторы обусловливают не только устойчивость, но и стереотипность реакций даже на совершенно различные внешние факторы (И. В. Давыдовский), не являются основанием для вывода о этиологичности данной группы заболеваний, ибо причина развития патологического процесса, специфицирующая его, заключена в филогении данного организма, в его средовой обусловленности.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →