Период онтологических представлений

Атомистическое учение, явившееся философской основой солидарного направления в медицине, сыграло исключительно большую роль в развитии естествознания и медицины. Великий древнегреческий философ-материалист, ученик Левкиппа Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.). был одним из основателей атомистической теории и наиболее ярким выразителем материализма в древности. Признавая, что причинно-следственная связь существует объективно и является свойством самих вещей, Демокрит видел непосредственную задачу познания главным образом в отыскании причин возникновения изучаемых вещей и явлений. В качестве определяющей причины возникновения наблюдаемых в мире явлений Демокрит считал движение, взаимодействие и взаимоотношение атомов. Асклепиад, положивший в основу своих медицинских воззрений философское учение Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара, причину болезни видел в нарушении правильного расположения и движения атомов, наступающего, вследствие сужения или расслабления пор. Последнее в свою очередь зависит от вредностей климата, местности и образа жизни человека (вредности неправильного питания, недостатка движения и т. п.). Обобщая высказывания греческих и римских врачей античного общества по вопросам этиологии болезней, необходимо сделать вывод, что органической частью их материалистического мировоззрения был детерминизм, т. е. признание объективного характера причинной обусловленности явлений природы. Однако понятие о причинности находится еще на самой первоначальной ступени абстракции и наполнено чувственностью. Отсюда и объяснение причин заболеваний сводилось, как правило, к отысканию внешней причины, т. е. активного начала, производящего некоторые изменения в другом теле. Лишь начиная с врачей александрийского периода, начинают исследоваться внутренние причины болезней. Но, строго говоря, представления о причинах болезней, связанных с внутренним изменением в органах, носили умозрительный характер. Давая общую оценку значения гуморального и солидарного направлений в истории развития медицины, необходимо подчеркнуть, что и то, и другое направления имели в свое время большое прогрессивное значение и их плодотворное влияние ощущалось на протяжении многих столетий, воплощаясь го в одну, то в другую теорию (гуморализм К. Рокитанского, целлюлярная патология Р. Вирхова, неогуморализм концепции stress Г. Селье).

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →