Период развития медицины

Целостный организм был, таким образом, механически расчленен на части, а болезненные процессы — на их элементы, так как, по мнению Вирхова, патология, сложного организма является простой суммой болезненных состояний его отдельных клеток. Патологические явления,- писал Р. Вирхов,- которые нас здесь занимают прежде всего, всюду противоречат мысли о единстве организма в том виде, как она принимается невропатологами. Р. Вирхов отрицал единство и целостность организма и в соответствии с этим рассматривал организм как совокупность клеточных территорий. Представление об организме как о клеточном государстве вытекает из метафизического и механистического воззрения Р. Вирхова на развитие действительности. Едва ли можно быть более меня склонным к механическим теориям, писал Р. Вирхов в Целлюлярной патологии. Отсюда и вытекает его положение о том, что всякая болезнь… всегда представляет собой сумму изменений клеточных территорий. Вторым принципом вирховского учения является принцип строгой локализации болезней. Р. Вирхов все болезни рассматривал как местные процессы и отрицал возможность заболевания организма в целом. Он утверждал, что патогенный раздражитель действует непосредственно на соответствующие клеточные группы, вызывая здесь первичный местный процесс, а общие же, генерализованные патологические процессы, по Р. Вирхову, суть явления, возникающие в результате суммирования, пространственного расширения местного процесса. Р. Вирхов полагал, что всем клеткам сложного организма присуща способность непосредственно реагировать на прямое воздействие раздражителей, решительно отвергая при этом значение рефлекторных, т. е. опосредованных, действий раздражителей в возникновении патологических процессов. Защищая локалистический принцип в патологии, он был противником идей нервизма, идеи целостности организма. Помимо идей о самостоятельности, автономности клетки как в норме, так и в патологии, в основу целлюлярной патологии Р. Вирховом был положен и принцип о предопределенности реакции клеток, о наличии в них внутренней причины или предрасположения к болезни (К. М. Быков и И. Т. Курцин)

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →