Положение эндокринологии

Учению Г. Селье о стрессе как попытке восстановления нарушенного гомеостазиса исторически предшествовали учение французского физиолога и патофизиолога К. Бернара о внутренней среде организма и учение американского физиолога В. Кеннопа о гомеостазисе. Суть нового направления в патологии, созданного Г. Селье, заключается в том, чтобы расшифровать те общие гормональные закономерности реагирования организма, которые имеют место в ответ на действие различных патогенных раздражителей среды. Г. Селье считает, что сложнейший комплекс реакций, возникающих в ответ на действие любого раздражителя, в том числе и патогенного, осуществляется указанными двумя железами внутренней секреции. Г. Селье в своих работах главное внимание уделил эндокринному аспекту проблемы и мало проводил исследований, посвященных выяснению роли нервной системы в адаптационном синдроме, что не дало возможности определить место и соотношение нервных и гуморальных механизмов в происхождении общего адаптационного синдрома. Это один из существенных недостатков концепции об общем адаптационном синдроме. В последних своих исследованиях и в работе Перспективы изучения стресса (1959) Г. Селье уже говорит о ги-пофизарной системе. В статье Неспецифическая резистентность (1961) Г. Селье отводит нервной системе определенную роль. Он пишет, что нервные импульсы идут из первично пораженной области к вегетативным центрам, главным образом к гипоталамусу, а отсюда при помощи нейро-гуморальных (освобождающих АКТГ) факторов сигнал тревоги передается на переднюю долю гипофиза, которая отвечает продукцией АКТГ и тем самым стимулирует надпочечники и секреции кортикоидов. Однако, как справедливо отмечает П. Д. Горизонтов, значение нервной системы определяется не только ее ролью пускового механизма, но и способностью изменять как количественно, так и качественно реакции, протекающие в тех или иных органах.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →