Положительная черта учения

Нам представляется, что гипертрофировать указанное положение Г. Селье о видоизменениях защитно-адаптационного процесса в зависимости от внутренних и внешних факторов нельзя, ибо организм представляет собой относительно устойчивую совокупность морфологических, физиологических и биохимических условий, без которой длительное существование организма невозможно. А в относительно устойчивых условиях одна и та же причина должна породить только ей соответствующее следствие. Экспериментально можно создать любые условия, что, как правило, не всегда бывает в жизни вследствие способности организма поддерживать постоянство внутренней среды и поэтому совершенно не случайно Г. Селье пишет о том что в медицине такое регулирование и часто даже выявление таких обусловливающих факторов является значительно более сложной задачей. Положительной чертой учения о стрессе является и то, что оно рассматривает болезнь как целый комплекс реакций, состоящий не только из патологических, но и защитно-компенсаторных реакций, что полностью соответствует павловским представлениям о болезни. Заслуга Г. Селье заключается также в том, что он показал, что действие чрезвычайных раздражителей может быть опосредовано не только через нервную систему, как это было показано в работах А. Д. Сперанского, К — М. Быкова и И. Т. Курцина, но и через систему эндокринных желез, экспериментально обосновав еще один механизм неспецифической резистентности организма, определяемый его гормональным статусом (П. Д. Горизонтов). Таким образом, в процессах защиты и приспособления организма участвуют не только нервная система, но и подчиненная ей гормональная система. Огромный и точный экспериментальный материал, полученный Г. Селье и его сотрудниками, остается одним из важнейших достижений современной эндокринологии и патологии. Но то, что ими было достигнуто с необычайной экспериментальной обоснованностью, нередко является результатом искусственно созданных условий, вследствие чего выводы, которые делает Селье в результате своих экспериментальных наблюдений, не могут быть полностью приняты нами для объяснения многих клинических синдромов и фактов.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →