Причинная и функциональная связи

Причинная и функциональная связи совпадают между собой тогда, когда отношения между функцией и аргументом необратимы и характеризуют процесс развития, Функциональные отношения не выражают причинной связи тогда, когда они характеризуют взаимоотношение между сосуществующими явлениями, имеющими одну общую причину (С. Т. Мелюхин, Н. А. Мусабаева). Главная ошибка Э. Маха, как справедливо отмечает С. Т. Мелюхин, заключалась не в том, что он отождествлял причинность и функциональную зависимость, а в отрицании объективности причинности и закономерности в природе, в субъективно-идеалистическом истолковании этих категорий как отношений между комплексом ощущений. Необходимость исследования связи между причинностью и функциональной зависимостью определяется тем, как показал С. Т. Мелюхин что в естественных науках общее признание причинной обусловленности обычно составляет лишь первый этап исследования, вслед за которым выступает задача выяснения закона явления и, если это возможно, выражение его не только в общей качественной, но и в количественной форме, в виде некоторой функциональной зависимости. Возможность математического исследования допускают не только механические и физико-химические явления, но и биологические и общественные явления, поскольку здесь также существуют различные формы функциональной зависимости. И. П, Павлов в своей речи Естествознание и мозг, указывая, что вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая и человека, есть длинный ряд все усложняющихся уравновешиваний внешней среды, говорил: Придет время — пусть отдаленное,- когда математический анализ, опираясь на естественнонаучный, охватит величественными формулами уравнений механизма или провоцирующего фактора. При такой точке зрения внешний фактор дает лишь первый толчок, приводящий в действие внутренний механизм определенного комплекса формообразовательных процессов, причем он не детерминирует ни качества, ни масштаба реакции. Термин пусковой механизм имеет широкое распространение в медицинской литературе и в настоящее время и употребляется то в смысле причины, то в смысле повода.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →