Проблема причинности в медицине

Начиная с 70-х годов XIX столетия большое влияние на развитие медицины оказали открытия в области бактериологии, основателем которой является великий французский ученый Луи Пастер (1822-1895). Так называемая бактериологическая эра в патологии, внесшая значительные изменения во взгляды на этиологию заболеваний, господствовала в медицине около 25 лет и оказала громадное влияние на развитие всех разделов патологии. В допастеровскую эпоху врачи не имели сколько-нибудь отчетливых представлений о причине и сущности ин — фекционных болезней. Болезнетворные микробы не были известны, а когда они были открыты, об их значении для здоровья человека долгое время почти ничего не знали. Врачи, стремясь найти причину болезни, обращались преимущественно к самому человеческому организму и в нем самом, в его собственных внутренних закономерностях думали найти объяснение болезненных явлений. До Л. Пастера роль микробов в природе и жизни человека была вообще очень плохо изучена. Он первый убедительно и наглядно показал, что каждая заразная болезнь имеет своего специфического возбудителя — микроба. Но Л. Пастер преувеличивал роль микробов и недооценивал значение организма, в котором микроб действует. Можно сказать, что для Л. Пастера организм был чем-то вроде колбы или пробирки, где жили и размножались микробы, но с развитием науки наши представления о взаимоотношениях организма и микробов сильно изменились. Огромная заслуга в дальнейшем совершенствовании методов бактериологического исследования принадлежит крупнейшему немецкому ученому Р. Коху (1843-1910), разработавшему метод выделения чистых культур, который позволил открыть и изучить возбудителей многих инфекционных заболеваний. За короткий промежуток времени одно замечательное открытие следовало за другим. Р. Кох открыл возбудителя туберкулеза (1882) и возбудителя холеры (1883); ученик Р. Коха Ф. Леффлер открыл дифтерийную палочку (1884), а другой его ученик — Гаффки выделил (1884) чистую культуру брюшнотифозной палочки. В России А. В. Григорьев первым открыл возбудителя дизентерии (1891), М. И. Афанасьев — возбудителя коклюша; в Норвергии А. Ганзен обнаружил возбудителя проказы (1873), в Японии С. Китазато открыл палочку чумы; Ф. Шаудин и Э. Гофман в 1905 г. открыл бледную спирохету и т. д.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →