Ряд мыслящих ученых

Э. Шредингер в книге Что такое жизнь с точки зрения физики (1947) пишет, что все процессы в природе идут только в одном направлении, а именно в сторону увеличения энтропии, что жизнь якобы стремится к тому, чтобы свести потенциальную энергию к абсолютному нулю. Известный австрийский философ-марксист проф. Вальтер Холличер в книге Природа в научной картине мира справедливо замечает, что сторонники такого толкования энтропии не учитывают того обстоятельства, что положение об энтропии применимо только к изолированным физическим системам, живые же организмы по своей сути не являются изолированными системами, они открыты и находятся в текучем равновесии с окружающей средой Макс Планк (1858-1947), например, до конца жизни проводивший линию материализма в существенных вопросах теории познания и боровшийся против философии Э. Маха и позитивизма, справедливо говорил, что по закону энтропии регресс в живой природе должен был бы быть более вероятным, чем прогресс. Однако этого не наблюдается потому, что для биологических систем характерна упорядоченность, противоречащая энтропии. Следовательно, второе начало термодинамики, определяющее направление энергетических превращений, представляет собой ограниченный в своем проявлении закон и всякие попытки распространения его за пределы применимости, на мир в целом, приводят к противоречиям и неправильным философским выводам о тепловой смерти Вселенной. Стать на точку зрения тепловой смерти значит прийти в противоречие с законом сохранения энергии, который Ф. Энгельс охарактеризовал как абсолютный закон природы, по которому энергия не может ни возникать, ни исчезать, и один вид энергии превращается в другой в строго определенных количественных соотношениях. Ряд материалистически мыслящих ученых, считающих живой организм открытой системой, подчиняющейся второму закону термодинамики, не приходят, однако, к тем идеалистическим выводам об исчезновении и гибели живого, к которым пришел Э. Шредингер. Они подчеркивают, что для жизни и развития организма, а также для преодоления дезорганизующих его тенденций, необходимо потребление не только ресурсов энергии, по и овеществленной информации (негэнтропии).

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →