Специфическая реакция

При анализе взаимоотношения между специфическими и неспецифическими реакциями организма нельзя все дело и сводить лишь к тому, что только — специфические реакции могут выражать качественную особенность того или иного явления или процесса. Конечно, специфические реакции играют важнейшую роль в понимании сущности и своеобразия любого явления или процесса, однако для выяснения характера того или иного явления не менее важны и неспецифические реакции с учетом тех видоизменений, которые они претерпевают в условиях данного вида. Отсюда следует, что качественная особенность патологических процессов выражается не только в частных, специфических реакциях и законах, но и в характерном для них проявлении общих, неспецифических реакций. Количество специфических реакций в процессе эволюционного развития организма все более и более возрастает, что обеспечивает все большее совершенство в отражении условий внешней среды и лучшую степень приспособления организма к изменившимся условиям окружающей среды. Биологией и сравнительной физиологией установлено, что если реакции клеток, тканей и даже органов на различные раздражители преимущественно являются неспецифическими, то реакции высших организмов, представляющих собой целостное единство, специфичны, а неспецифичность находится в снятом виде (В. П. Петленко, И. Р. Петров и В. К. Кулагин). Реакции высших организмов, обладающих нервной системой, специфичны потому, что специфическое реагирование, выработавшееся у них в процессе длительного эволюционного развития, дает возможность более адекватно отражать окружающий внешний мир и, следовательно, лучше приспосабливаться к нему. И. П. Павлов в Лекциях о работе больших полушарий головного мозга писал, что если бы животное не было, употребляя биологический термин, точно приспособлено к внешнему миру, то оно скоро или медленно переставало бы существовать. По вопросу последовательности специфических и неспецифических реакций единства взглядов среди патологов и клиницистов нет. И. В. Давыдовский придерживается того мнения, что специфические формы реакции возникают всегда вслед за неспецифическими. Так, туберкулезный процесс никогда не начинается как гранулема, а сначала как экссудат, за которым следует бугорковая реакция.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →