Телеологический взгляд

Л. Бунур утверждает, что в живом существе детерминизм и финальность составляют одно целое, так как без всяких причин жизненные процессы развивались бы без определенного направления, без цели, и биологии как науки не существовало бы, и, наоборот, без финальное действующие причины не имели бы смысла. Система неофинализма, одним из основателей которой считается Р. Рюйе,- поистине последнее слово телеологии, терпящей постоянное банкротство и выработавшей в связи с этим свойство удивительной приспособляемости буквально к любым фактам науки на каждом этапе ее развития. Телеологический взгляд получил отражение и в медицине. Известный немецкий невропатолог А. Гольдшейдер (1858-1935) считал, что регулирующую деятельность организма нельзя понять, исходя из категории причинности. Только телеология, т. е. теория целесообразности, может лежать в основе терапии. А. Бир (1861 -1949), например, стоявший на позициях неогегельянства, заявлял в своей книге Die Seele, изданной в 1939 г. в Берлине, что он допускает действие физической причинности только в неорганической природе, а в живой природе якобы действует психическая причинность или цель. Г. Бергман утверждает, что чистая телеология имеет право на существование наряду с причинностью. В. Ризе в книге Концепция болезни посвящает раздел доказательству того, что только телеологическое мышление является перспективным для понимания развития сущности болезни и ее симптомов. Крупный специалист в области неврологии и психиатрии А. Мулин в своей монографии Структура, функция и цель приходит к выводу, что мы нуждаемся в телеологии, субъективном времени и интроспективном подходе для понимания внутренней природы целевого поведения. В своей книге он подчеркивает, что не задается целью исключать телеологию из биологии. Напротив, совершенно необходимо, по его мнению, чтобы концепция цели была определена по возможности яснее. Крупный немецкий биофизик и философ-идеалист Ф. Дессауэр, полагающий, будто вера есть необходимая предпосылка для успешной работы в области естественных наук, и пытающийся примирить науку и религию, в работе Естественнонаучное познание писал: События должны быть направленными, полными смысла, следовательно, телеологическими, и ответственным за эту телеологическую направленность событий должен быть бог.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках