Учение о причинах

В любой совокупности условии, определяющих то или иное явление, всегда имеется условие, которое представляет собой главную определяющую силу, или, как обычно говорят, главную определяющую причину этого явления. Именно это условие и определяет характер, специфику данного явления или процесса (В. М. Каганов, Г. А. Свечников). Диалектический материализм считает, что условия материальной жизни, которые определяют в конечном счете характер общества, его идеи, взгляды, политические учреждения и т. д., вполне определенную совокупность географической среды, плотности народонаселения и способа производства; однако только последнее условие является определяющим в развитии общественной жизни. В причинной связи отдельных явлений то из них, которое вызывает, определяет, обусловливает другое, называется причиной а то явление, которое вызывается, называется следствием или действием. Следовательно при рассмотрении любого физиологического или патологического явления или процесса надо стремиться к тому, чтобы раскрыть все условия, породившие это явление или процесс, и одновременно вскрыть определяющее условие или причину данного явления. Поскольку (вязь причины и следствия носит генетический, необходимый характер, постольку под причинной связью нужно понимать внутренне необходимую объективную связь двух явлений, при которой одно явление обусловливает другие. Порок метафизического метода состоит в том, что он в системе условии того или иного явления не выделяет из них то, которое является главной, определяющей причиной. Отсюда становится понятной неправильность положения английского позитивиста Д. С. Милля, писавшего, что причина есть полная сумма положительных и отрицательных условий явлений, взятых вместе, все совокупность всякого рода случайностей, наличность которых неизменно влечет за собой следствие. Таким образом, неумение буржуазных философов и ученых из всей совокупности условий, необходимых для реализации того ли иного явления или процесса, выделить главное или определяющее условие (причину) и приводит либо к кондиционалистскому отрицанию причины и признанию равноценности всех условий, либо к позитивистскому пониманию причинности как совокупности или комплекса условий.

Комментарии запрещены.

О химии и химиках
  • Выращивание кристаллов

    15.10.2020

    Приготовьте в стакане насыщенный раствор соли. Для этого добавляйте соль в тёплую воду и размешивайте до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. Для роста кристалла необходима затравка — крупный кристалл соли, на... 

  • «Тяжелая» вода

    15.10.2020

    Установите подставки по разным сторонам аквариума, наполните пузырьки холодной и горячей водой. Добавьте красители — синий и красный. Прикройте пальцами оба пузырька, одновременно погрузите в аквариум, установив их на... 

  • Прыгающий мыльный пузырь

    15.10.2020

    Наденьте перчатку, затем надуйте пузырь, окунув трубочку или специальное кольцо в мыльный раствор. Когда пузырь будет касаться перчатки, он не лопнет, а лишь отскочит, как воздушный шарик (немного практики и всё получится). Чудо... 

  • Какие опыты можно делать с детьми 7-8 лет дома

    15.10.2020

    Проведение опытов в домашних условиях занятие простое и общедоступное. Демонстрировать их можно детям с раннего возраста, например, запускать самолетики, исследовать песок. С возрастом эксперименты становятся сложнее.... 

  • Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

    15.10.2020

    Задумываясь о том, чтобы создать дома уголок, где ребенок сможет проводить свои опыты и эксперименты, родителям часто приходится отказываться от подобной затеи.  Читать полностью →