Раньше дети шли в школу и многие не умели читать, но современные школы предъявляют завышенные требования. И если ребенок, идя в первый класс, не читает, то придется ему непросто.
Несколько советов родителям
• Не приказывать. Пусть ребенок сам возьмет в руки книгу, первым проявит интерес. Родителям стоит приобрести меленькие энциклопедии с яркими картинками, разложить их по дому. Полезно каждый вечер читать перед сном.
• Обучение стоит начитать со звуков. Ребенок не поймет разницы между Эм и М. Звуки важнее букв.
• Приобрести картинки со слогами и обучать чтению, начиная со слогов. Довольно часто дети путают слоги, переставляя буквы. Не ра, а ар. Родителям нужно проявить максимум терпения.
• Постепенно от слогов переходить к составлению простых слов: ма-ма, па-па, ра-ма.
• Затем переходить к составлению слов слог+буква: ма-к, до-м и т.д.
• Если вышеуказанные задачи выполнены, приступать к составлению предложений, простых и коротких: мама мыла раму.
• Пускай родители проявят фантазию, придумают игры, где требуется знание букв. Например, найти в тексте все слова с буквой Е. И вообще игровая форма обучения – самая эффективная.
Главное родителям дозировано преподносить информацию. Перегружать информацией тоже вредно, достаточно 15-20 минут в день. Не нужно часами проводить за обучением. Пусть ребенок отдыхает, если он устал. Поощрение – самый лучший подарок, а мотивация – лучший стимул. Можно после занятий предложить ребенку сходить в кино, посмотреть интересный мультик и, придя в кинотеатр, предложить почитать афишу. И полезно, и интересно. Надо дать своему чаду понять, что умение читать откроет перед ребенком новый мир, сделает его эрудированным.
Как уже говорилось выше, можно приобрести специальная энциклопедия для детей, она написаны простым и доступным языком. Педагоги советуют начинать именно с энциклопедий. Сегодня их огромное множество на полках книжных магазинов.
Ошибки, связанные с обучением и пути их решения
Ошибка №1. Слишком раннее обучение чтению.
Некоторые родители приступают к обучению в 3-4 года. Но это ошибочно. В этот период ребенок стремительно растет. Ему больше необходима двигательная активность, а не умственная. Ребенок еще эмоционально не созрел для чтения и может просто потерять интерес, а потом никакими пряниками не заманишь свое чадо взять книжку.
Ошибка 2. Быстрая невнятная речь родителей.
Мама и папа должны внятно говорить, четко произносить звуки.
Когда ребенок слышит вместо четких звуков «кашу» из букв, у него будут проблемы с их различением. Если ребенок вместо слов слышит набор звуков, он будет произносить звуки с ошибками.
Ошибка №3. Алфавит вообще не имеет никакого отношения к чтению.
Ошибка №4. Моральное давление.
Это самая фатальная ошибка. Очень часто мамы и папы пользуются методом ультиматумов и запугиваний, а то и еще похлеще – угроз. А ведь любое обучение принесет больше плодов, если оно комфортно.