Дети и книги: учимся читать правильно

Чем важно чтение.

Чтение – важнейший элемент не только культуры и развития, но и один из самых важных факторов, определяющих успешность человека уже во время его взрослой жизни. Для того, чтобы выигрывать в жизненных баталиях, следует учиться. А вопреки широко распространяемому мнению, книга остается основным средством не только передачи информации, но и обучения любому виду деятельности. Поэтому научить ребенка правильно читать и пользоваться книгой в самом раннем возрасте критически важно для того, чтобы в дальнейшем он мог быстрее развиваться и занять более выгодную социальную позицию, найти работу, обеспечить себя и т.д. В древности стремление «выучиться» было связано с желанием выжить и жить лучше, чем те, кто просто вынуждены работать на земле или в мастерской. И даже мастеровые были грамотными и пользовались книгами или записями. Не стоит также бояться раннего обучения чтению или тому, что ребенок слишком сильно увлечется книгами. В данном случае «слишком» просто не бывает – у него будут и более сильные стимулы, связанные с ростом и развитием, так что он в любом случае за книгами не засидится.

Чем формируется любовь к книге?

Какие средства раннего обучения и воспитания больше всего влияют на формирование любви к книгам на всю жизнь:

· знакомство с книгой, как обиходным предметом с самого раннего возраста, практически с грудного, когда книжка-раскладушка, это просто предмет обстановки;

· чтение вслух до того момента, пока ребенок научиться читать, вместе с родителями; а после этого – чтение вслух уже ребенком для родителей. Второе формирует умение понимать текст, правильно говорить и интонировать речь, прививает первичные художественные навыки и умение играть;

· рассказ о прочитанном – когда ребенок рассказывает и комментирует то, что прочитал. Причем будет лучше, если родитель сделает вид, что не знает прочитанного и будет искренне в нем заинтересован;

· обсуждение прочитанного с детьми – они могут дать много интересного и для взрослых, потому что покажут книги для підлітків, героев или информацию из них в совершенно новом свете;

· имеет смысл обмениваться не только впечатлениями, но и рекомендациями к прочтению книг – взрослый может порекомендовать свои книги, ребенок – свои, которых взрослый не читал. Это уже уровень дружеского взаимообмена, который позволят постоянно сохранять понимание друг друга и миров разных поколений, что иногда бывает просто критически важно.

Как формировать процесс чтения?

Также следует давать ребенку книги вовремя. Современные библиотеки часто имеют отличных специалистов по детскому и подростковому чтению, которые могут порекомендовать лучшие книги для каждого отдельного возраста или момента. Эти книги следует давать ребенку последовательно, не обгоняя его возраста. С другой стороны, нет смысла бояться давать ребенку возможность пользоваться взрослыми книгами. Чаще всего бывает так, что практически все люди, которых мы сейчас считаем великими, в детстве с удовольствием читали книги из библиотеки своих родителей. Поэтому не нужно забирать у ребенка «Фауста» или «Войну и мир», если они попали им в руки в еще раннем школьном возрасте – это скорее нормальное состояние. Человеческий мозг никогда не развивается прямыми и магистральными путями, ему нужны рывки вперед, в неизвестное, возвраты, переосмысления и создание нового личного знания.